google-site-verification: google7d1dea4cf0668283.htmlVerification: 9d7087fbcd538404c6a2103c687fdd2aVerification: 9d7087fbcd538404c6a2103c687fdd2a
123154, г. Москва, ул. Генерала Глаголева, д.8, к.1, кв.25Режим работы: с 10.00 до 18.00
+7(915)3396382+7(964)7803075
24.07.2020

Сокращение оборонного бюджета России: оптимизация или капитуляция?

24.07.2020

 

На Западе – очередной всплеск злорадного ликования, вызванный новостями из России. Конкретно – обнародованным накануне предложением отечественного Министерства финансов о сокращении на 5% военных расходов страны. «Русские разоружаются! Они надорвались! Они сдаются!» – примерно такого рода комментариями уже пестрят СМИ и соцсети некоторых «особо дружественных» нам стран. Но что же происходит на самом деле?

Неужели Россия и вправду начинает сдавать позиции в оборонной сфере? Или все далеко не так печально, как это кое-кому хотелось бы?

Чем больше денег тратим мы, тем крепче наша оборона?


Что характерно, практически одновременно с оглашением упомянутых выше планов Минфина России стало известно о том, что Палата представителей Конгресса США одобрила колоссальную смету для Пентагона на 2021 финансовый год в объеме 740 миллиардов долларов. Там ничего сокращать не собираются, несмотря на далеко не благополучное состояние американской экономики, по сей день несущей тяжелейшие потери из-за пандемии коронавируса. Кстати говоря, конкретно для нашей страны основная интрига в этом документе заключается не в размерах финансирования армии США, а в том, будут ли в него включены новые санкции против «Северного потока-2».

В принятой редакции фигурирует наиболее мягкий из всех возможных вариантов ограничений – только против «иностранных лиц, которые в значительной мере способствуют продаже, аренде или предоставлении судов для укладки труб» для ненавистного Вашингтону энергетического проекта. В то же время, демократы из Сената США пытались протащить в документ другую формулировку, по которой под санкционным ударом должны были оказаться вообще все причастные к возведению «Северного потока-2» компании, оказывающие портовые услуги, страховую или юридическую помощь при строительстве газопровода, а также участвующие в его сертификации. Пока что эта угроза не осуществлена, однако и бюджет еще не утвержден окончательно. Впрочем, мы несколько отвлеклись. Вернемся к делам сугубо военным. Насколько известно, конкретно на приобретение новых образцов вооружений Пентагону планируется выделить 140 миллиардов долларов, да еще и 105 миллиардов – на разработки и исследования в военной области. Звучит внушительно.
Самым неприятным в случае с Россией является тот момент, что, по замыслу отечественных финансистов, секвестру в период 2021-2023 годов должна подвергнуться как раз государственная программа вооружений России. По уже прозвучавшим оценкам ряда российских экспертов в оборонной сфере, в результате урезания этих самых 5% ГПВ может недополучить за это время примерно 225 миллиардов рублей. Много это или мало? Скажем так, весьма ощутимо. С учетом общей стоимости ГПВ-2027, в соответствии с которой сейчас осуществляется перевооружение и модернизация Вооруженных сил России - не слишком серьезно и уж точно не критично. Однако стоит помнить о том, что, к огромному сожалению, все наиболее амбициозные проекты оснащения нашей армии и Военно-морского флота новейшими вооружением и техникой, и так реализуются с изрядным отставанием от ранее намеченных сроков. Любое недофинансирование затормозит их еще больше. Однако прежде чем объявлять тревогу по этому поводу, стоит еще раз остановиться на вопросе о том, насколько фигурирующие в оборонных бюджетах тех или иных стран громадные цифры соответствуют реальному уровню военной мощи этих государств.

Россию в рейтинге стран с наибольшими тратами в этой области опережает, к примеру, Саудовская Аравия. И что, это означает, что их армия сильнее нашей, а обороноспособность выше?! Ни в коем случае. Просто, если вкладывать огромные деньги в закупку наиболее дорогих «произведений» американского ВПК, то именно такой результат и получится на выходе. Кстати, Эр-Рияд нынче тоже твердо намерен резко сбавить собственные милитаристические аппетиты, в силу чего начинает подумывать об отказе от ряда поставок из США и налаживании собственной оборонной промышленности. В немалой степени этому способствуют не только «нефтяной» и «коронавирусный» кризисы, подкосившие арабскую казну посильнее нашей, а и крайне неприятный осадок, оставшийся после налетов на местные нефтепромыслы, которые не смогли защитить хваленые и дорогущие ЗРК Patriot. Не все то золото…

Можем ли мы позволить себе «сбавить темп»?


И вот, кстати, о США. Из немалой суммы ассигнований на приобретение новых единиц боевой техники, 860 с лишним миллионов долларов пойдут на закупку ВВС армии США восьми истребителей F-35, вообще-то изначально предназначавшихся для Турции, и американским пилотам, ни разу не нужных. Анкару, однако, решили «наказать» за то, что она купила у России С-400 и лишить права на получение изначально обещанной ей сотни «самых современных» многоцелевых истребителей. Политика политикой, но корпорация Lockheed Martin убытки по этому поводу терпеть не намерена – вот и пришлось Пентагону раскошелиться вместо турок. В результате F-35, изначально задумывавшийся и реализовывавшийся в первую очередь как экспортный проект, призванный обогатить США, начинает ложиться все более тяжким бременем как раз на их казну, оставаясь самым дорогим в мире боевым самолетом, чьи реальные качества пока что так и не были ни разу подтверждены в боевой обстановке.

Кто-то может сказать: «Нечего тут ерничать! С нашим проектом Су-57 все тоже идет не так уж гладко…» Действительно, не гладко. Во всяком случае, не так быстро и легко, как хотелось бы. Тем не менее, по официальным данным отечественного Министерства обороны, в процессе выполнения предыдущей программы (ГПВ-2020) уровень насыщенности российских Вооруженных сил современными видами вооружения и техники в ракетных силах стратегического назначения был увеличен с менее 20% до 83%. В остальных родах и видах войск этот показатель к моменту старта соответствующей госпрограммы, и вовсе не превышал 10%. К концу прошлого года он достиг 75% для ВКС и ВДВ, около 65% для Военно-морского флота и составил 50% в сухопутных войсках. В общем и целом, по состоянию на конец прошлого года доля самых современных вооружений в арсенале наших защитников на каких-то пару процентов не дотянула до ставившейся в качестве эталона отметки в 70%.
Только в 2019 году Россия вложила в перевооружение собственных Вооруженных сил полтора триллиона рублей, причем более 70% от этой суммы пошло на закупку армией более 2300 новых и модернизированных образцов техники и оружия. Темп их поставок в войска возрос в сравнении с 2018 годом почти на 7%. Да, с такими проектами, как истребитель пятого поколения Су-57 или платформа «Армата», имеются определенные трудности, замедляющие их окончательную реализацию и практическое внедрение. Тем не менее, с 2013 по 2018 годы в войска поступили 78 машин поколения 4++ Су-35, в целом же авиапарк ВКС за эти годы был обновлен на 65%. Хотя, главное, конечно, не это. Основным достижением российского ВПК, позволяющим утверждать, что даже при временном снижении затрат на перевооружение, мы не отстанем от своих «доброжелателей», является системный прорыв в области создания оружия, вообще не имеющего сегодня аналогов в мире.

Речь, понятно, о «гиперзвуке» и тому подобных вещах. Недаром же Вашингтон устами спецпосланника тамошнего президента по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли в последнее время неумолчно уговаривает Россию отказаться от продолжения работ именно в области этих проектов – «Буревестника», «Посейдона» и тому подобных вещей, вызывающих в Пентагоне и Белом доме шок и трепет. Разводимая при этом демагогия относительно «летающих Чернобылей» никоим образом не может скрыть самый элементарный страх и нежелание признать собственное отставание. При всем этом, глава Пентагона Марк Эспер во время недавней встречи с личным составом ведомства, его гражданскими служащими и членами их семей (проводившейся, правда, в виртуальном формате в силу продолжающегося разгула в стране коронавируса), заявил, что Соединенные Штаты однозначно превосходят всех своих противников в сфере ядерных вооружений и твердо намерены это превосходство удерживать и далее. Блажен, кто верует…
Урезание госпрограммы вооружений на 5% в течение трехлетнего периода – это, конечно, малоприятная перспектива. И все-таки не стоит заламывать руки в панике. Во-первых, это еще только предложение, которое правительство и президент могут принять, а вполне могут и отклонить. Да, в конце концов, подкорректировать конкретные цифры секвестра. Впрочем, даже если это и произойдет, говорить о «капитуляции» России и ее «разоружении» перед собственными геополитическими противниками оснований нет. Какое разоружение – на фоне закладки по полдюжины новейших боевых кораблей за один-единственный день?! Между прочим, не стоит забывать, что достаточно впечатляющих результатов в деле модернизации собственных Вооруженных сил, которые приведены выше, наша страна достигла в условиях не наращивания, а сокращения своих военных расходов! В 2018 году они составили 3.2% ВВП страны, а в 2019 – 2.9%.

Что же до эффективности новых вооружений… Никто пока не знает, каков в бою «лучший в мире» F-35, однако то, что авиационной группировки ВКС России численностью в полсотни боевых самолетов, среди которых новейшие Су-35, составляли абсолютный минимум, с лихвой хватило для того, чтобы похоронить в сирийских песках мнившее себя несокрушимым «Исламское государство» – исторический факт. Это – реальная война и в ней наша страна и поддерживаемые ею союзники одержали реальную победу. В любом случае, сложно предположить, что даже в условиях некоторого сокращения финансирования будут «пущены под нож» какие-либо ключевые оборонные программы. В конце концов, если уж в Кремле вынуждены принимать решение о продлении сроков исполнения программ национального развития «в связи с крайне неблагоприятной мировой экономической конъюнктурой, снижающей темпы развития всех без исключения стран», то становится ясно – определенные потери неизбежны для всех отраслей, в том числе и для отечественного ВПК.
Остается только надеяться, что достигнутый за последние годы «задел» позволит впоследствии наверстать это торможение без ущерба для обороноспособности России. Но тут уж только время покажет.
    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных